Advertisement
27.09.2011 | Женсовет
(7 проголосовавших)

Актёрское мастерство

ImageМногие из нас в детстве мечтали стать актрисами: талантливыми, красивыми, знаменитыми. Но у подавляющего большинства эта мечта так и осталась мечтой, несмотря на то, что мир – театр, а люди в нём актёры. Я хочу сказать, что в обычной нашей жизни нам очень нужно актёрское мастерство, хотя мы об этом и не задумываемся. Посудите сами: нас смущают выступления перед большой аудиторией, импровизация даётся с трудом, не получается быть душой компании. А как иногда нужно сделать хорошую мину при плохой игре или проявить сочувствие в то время, как голова занята отчётами и указаниями шефа! А сколько скучных вечером пережито из-за неумения вжиться в образ страстной покорительницы мужских сердец!..

Теперь вы согласны, что базовые знания актёрского мастерства не помешали бы ни одной из нас? Но, как всегда, на посещение специальных курсов не хватает сил (времени, денег…). Выход есть: для себя я составила план занятий, которые не исключают самостоятельного самосовершенствования на пути к цели «стать чуть-чуть актрисой».  

Итак, вот какие пункты входят в программы по обучению актёрскому мастерству.

Самосознание

Всё начинается с осознания себя как личности, переосмысления своей жизни и определения, чего же вы хотите достичь с помощью актёрского мастерства. После этого у вас появится стимул расти над собой, не бросать начатое и преодолевать лень. Кстати, воспоминания о неудачном публичном выступлении или об упущенном повышении по службе (начальник мотивировал тем, что вы, например, недостаточно коммуникабельны) только помогут не свернуть с намеченного пути.

Самосовершенствование

Возможно, именно сейчас пора начать бороться со словами-паразитами, некрасивыми жестами, мелкими вредными привычками, ставшими частью вашего образа, – и, соответственно, негативно влияющими на ваш имидж.

Тренировка голоса

Чтобы голос «зазвучал», стал «сочнее» и богаче диапазоном, надо выполнять специальные упражнения. Начать же стоит с банальной артикуляционной гимнастики, скороговорок, чистоговорок.

Интонация

Интонация дарит нашей речи необычайную выразительность и яркость, поэтому не пренебрегайте чтением вслух с выражением и декламацией. Попробуйте передать интонацией то, что читается между строк и не сформулировано словами. Придайте голосу ироничное звучание, звучание жалобы или равнодушия, и т.п.

Пластика

Чтобы тело стало пластичным, а движения грациозными, нужно освободиться от зажимов. К сожалению, зажимы коренятся в двух сферах: телесной и психической, поэтому освободиться от них не так-то просто, но можно.

Начать нужно с души, с разрешения раскрепоститься и, не изменяя себе, быть разной, быть чуточку другой.

С физиологией, если психологический барьер преодолён, проще: существует множество упражнений и техник по снятию мышечного напряжения и знакомству с возможностями собственного тела.


  • «Напряжение и расслабление»: встаньте прямо, сконцентрируйте внимание на своей руке, напрягите её до предела и через несколько секунд расслабьте, встряхните; проделывайте с разными частями тела.
  • «Перекат напряжения»: напрягите одну руку и постепенно расслабляйте, перекатывая напряжение на другую руку, расслабляя которую перекатывайте напряжение, например, в ногу – и так по всему телу.
  • «Машинное масло»: если наш организм – машина, то места соединений частей (т.е. суставы) нуждаются в смазке машинным маслом; представьте, что вы через палец «закачиваете» в тело масло и что оно постепенно проникает в суставы, принося подвижность и гибкость (совершайте разнообразные движения сначала пальцами, затем кистью руки и т.д.).
  • «Росток»: сядьте на корточки и сожмитесь в комочек, подобно семечку; по мере того, как из семечка появляется росток, распрямляйтесь, медленно поднимая руки (но нужно это делать медленно, вдумчиво, без резких движений, чтобы периоды роста были примерно одинаковы).

Импровизация и психотехника

Психотехника – предмет, изучаемый на курсах актёрского мастерства, и главная его задача которого состоит в обретении состояния вдохновения и в понимании своих эмоций (а в конечном итоге и в управлении своими эмоциями, когда их по желанию можно скрыть или продемонстрировать). Обучение этому происходит во многом благодаря импровизации, которая состоит и в искренней и естественной для вас реакции на все события жизни и в подлаживании к ситуации и вашей роли в ней, и в умении чувствовать настроение собеседника. Импровизация помогает преодолеть неуверенность в себе (ведь иногда получается лучше, чем при механической подготовке к конкретной ситуации) и позволяет раскрепоститься и наслаждаться моментом.

Наблюдение

Наблюдайте за окружающими и, главное, за собой. Замечайте, какие жесты отражают разные эмоции (гнев, радость, спокойствие, огорчение и т.д.). Не стесняйтесь делать замечания (про себя, конечно) о естественности поведения того или иного человека, определяйте, как выражаются состояния неуверенности в себе, раздражения, рассеянности и т.п. Важны и телодвижения, и слова (особенно произнесённые «случайно»), и интонация.

Подражание

Постарайтесь максимально точно повторить жест другого человека. Для подражания выбирайте как симпатичные вам жесты, так и смешные или отталкивающие.

Развитие воображения

Из-за того, что мы загоняем нашу жизнь в рамки обыденности, воображению остаётся всё меньше и меньше места – вроде как за ненадобностью. Но развитие в себе актёрских качеств автоматически подразумевает развитие воображения, иначе всё актёрское мастерство сведётся к одному лишь подражанию. Старайтесь видеть в привычных предметах что-то необычное, в очертаниях – неожиданные образы, в пятнах – «засекреченные» изображения. Например, Леонардо да Винчи советовал смотреть на пятна на стене, чтобы увидеть лица, предметы, сцены. Гуляя, задавайте себе вопрос, на что похоже то или иное дерево, какой силуэт «незапланированно» создаёт группа строений. Всматриваясь в привычные предметы в офисе, постарайтесь понять, на что они станут похожи, если к ним приделать, например, ушки или глазки.

Развитие внимания

Естественно, воображение и внимание тесно связаны, поэтому вглядываясь в предметы и людей, старайтесь не пропустить ни одной детали – ведь, возможно, именно она подскажет, на что ещё похож этот объект. А при попытке изобразить человека внимание просто необходимо, потому что порой от одной удачно подмеченной черты зависит сходство всего образа.

Развитие памяти

Профессиональный актёр обязан иметь хорошую память, да и любому человеку это дополнительный «бонус». Советы банальны: тренируйте память, учите стихи, привыкайте доверять себе (вы всё запомните без записочек и «напоминалок» в телефоне!).

Монолог

В обычной жизни нашим монологам не хватает эмоциональности, яркости, убедительности; слова звучат монотонно, а вся речь не вызывает у слушателей отклика. Используйте все свои ресурсы: слова (а именно: красноречие, т.е. ваша речь должна быть продумана и красива), жесты, взгляды. Вот несколько способов отработки монолога.

  • «Персонаж»: прежде чем читать монолог из пьесы, продумайте характер персонажа, его физический облик, особенности произношения, настроение и т.д., и постарайтесь передать это не только словами, но и невербально.
  • «Внутренний монолог»: думая о чём-то, пробуйте перейти к монологу, обращённому к воображаемому собеседнику; полезно переходить от речи внутренней к речи звучащей.
  • «Телефонный разговор»: представьте, что вы из дома, офиса, из телефона-автомата на улице звоните конкретному человеку и начинаете с ним говорить; задача заключается в том, чтобы вслух произносить свои реплики (ответы на вопросы собеседника, рассказ о событиях или размышления).

Образы

Теперь можно приступать и к образам. Начать лучше с изображения человека, кардинально на вас не похожего (например, если вы женщина, пусть это будет мужчина; если вы молоды, то стоит изобразить дряхлую старушку; если вы в возрасте, то пусть это будет образ девочки; плюс бесконечная чреда образов сказочных персонажей, героев мифов, представители разных профессий и т.д.).

Следующим шагом будет изображение литературных героев: текст произведения одновременно и помогает (даёт основу), и мешает (ограничивает и смущает наличием шаблонов изображения данных персонажей).

Последующая работа

После того, как все эти этапы последовательно (или не очень) пройдены, наступает время работы в парах и группах, отработки диалогов и полилогов, экспериментов с темпом речи и «проживания» сценок, более глубокой работы с мимикой и жестами, опыта выступления на сцене… И, как кульминация всего обучения (причём неважно, сколько в нём было этапов и упражнений): достижение с помощью актёрского мастерства поставленной цели. И в данном случае игра стоит свеч, а результат труда!

Елена Прушинская


Advertisement
Комментарии
Юленька:)
| 28.09.2011 22:24:26
Класс спасибо преогромнейшее!!! советы очень пригодились, тем более я
хожу в театральный кружок
Анонимно
| 03.01.2013 17:21:25
А где можно найти интересные диалоги по актерскому мастерству?
Оставить комментарий
Имя:
 
:D:):(:0:shock::confused:8):lol::x:P:oops::cry:
:evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.