Advertisement
13.02.2009 | Женсовет
(7 проголосовавших)

Артикуляционная гимнастика

ImageОснова правильного звукопроизнесения – это хорошая подвижность органов артикуляции: языка, губ, нижней челюсти, мягкого нёба. Точность, с которой они работают, развиваются у ребенка в процессе речевой деятельности. Поэтому так важно изначально выработать у малыша правильное положение этих органов. Специальная, артикуляционная гимнастика поможет ему в освоении фонетики родного языка. Это значит, что ребенок легко будет общаться со сверстниками, а позже, в школе, у него не будет проблем с обучением.

Кстати, и взрослым не стоит пренебрегать артикуляционной гимнастикой: вы заметите, что при регулярном выполнении этих нехитрых упражнений речь станет четче, набор звуков – богаче, а общение – легче. Не зря античные ораторы начинали свой день именно с артикуляционной гимнастики!

Еще раз отметим, что в основе любого занятия, рассчитанного на длительный период времени, лежит регулярность, поэтому рекомендуем вам проводить эту гимнастику ежедневно. Оптимально занятие длится 3–5 минут и повторяется 3–4 раза в день. При этом помните, что малышам не стоит предлагать больше 2–3 упражнений за раз.

  • Гимнастку следует выполнять сидя: в таком положении человек расслаблен, руки спокойно лежат на коленях, а спина прямая.
  • Чтобы эффект от артикуляционной гимнастики был максимальным, выполнять ее лучше всего перед настенным зеркалом (важно, чтобы ребенок видел и свое лицо, и лицо взрослого, на которого он ориентируется).
  • Пусть из выполняемых 2–3 упражнений новым будет только одно, остальные же – повторением пройденного материала.
  • Обязательно следите за тем, чтобы движения каждого органа артикуляции выполнялись симметрично по отношению к правой и левой стороне лица. Иначе гимнастика не достигнет своей цели.
  • Детям давайте сначала более легкие упражнения – тут важен принцип последовательности: от простого к сложному. И, конечно, ребенок оценит, если упражнения будут предложены в игровой форме. Вы можете даже сочинить сказку, где главный герой будет, например, «язычок-путешественник».
  • Очень важно следить за тем, чтобы ребенок не скучал. Вы можете сделать маленькую паузу и весело погримасничать вместе, а затем продолжить занятие.
  • Для того, чтобы малыш нашел правильное положение языка, например облизал верхнюю губу, намажьте ее вареньем, шоколадной пастой или чем-то еще, что любит ваш озорник. Не бойтесь быть «непедагогичными» и подходите к делу творчески!
  • Ни в коем случае не журите ребенка, если у него что-то не получается – так вы можете отбить у него всякую охоту заниматься. Лучше подбодрите его, напомнив, как хорошо он все делал накануне.

Попробуйте проделать с вашим малышом следующие упрежнения (помните, что начинать нужно с самых простых):

«Окошко»

- широко открыть рот – «жарко»;

- закрыт рот – «холодно».

«Чистим зубки»

- улыбнуться, открыть рот;

- кончиком язычка «почистить»  с внутренней стороны нижние и верхние зубы.

«Чашечка»

- улыбнуться;

- широко открыть рот;

- высунуть язык и прогнуть его в центре, образуя чашечку.

«Художник»

- губы растянуть в улыбке;


- открыть рот;

- провести язычком по небу, словно «крася» его кисточкой

«Лошадка»

- улыбнуться;

- поцокать язычком, как будто едешь на лошадке;

- присосать широкий язык к небу

«Ловим мышку»

- растянуть губы в улыбке;

- приоткрыть рот;

- произнести долгое «а-а-а-а», высунуть язычок и зажать его кончик между губами, как будто поймали мышку за хвостик

«Гласные»

Неторопливо произнесите все гласные звуки алфавита, театрально растягивая улыбку и вытягивая губы.

«Парные согласные»

Четко произнесите пары согласных: б-п, в-ф, г-к, д-т, ж-ш. Постарайтесь, чтобы разница в звучании была как можно больше.

«Волшебный круг»

Сложите губы в трубочку и опишите ими 3 круга сначала в одну сторону, затем в другую. Повторить подход.

Если через месяц регулярных занятий у малыша не появилось плавности и точности артикуляционных движений, то, видимо, что-то вы все же сделали неправильно. Или проблема ребенка оказалась сложнее, чем вы предполагали. В таком случае обязательно нужно обратиться к логопеду.

Полина Маркова


Комментарии
Настик
| 12.03.2009 11:38:14
негде не могу найти сказку про парные согласные Может кто нибудь
поможет ну пожалуйста!!!!!!!!!! ОЧЕНЬ ОЧЕНЬ НАДО
Настик
| 12.03.2009 11:43:14
УУУУУУУУУУУМОООООООООООЛЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЯЮЮЮЮЮЮЮЮЮ



ПОЖАЛУЙСТА
Оставить комментарий
Имя:
 
:D:):(:0:shock::confused:8):lol::x:P:oops::cry:
:evil::twisted::roll::wink::!::?::idea::arrow:
 
Пожалуйста, введите проверочный код, который Вы видите на картинке.